Запорожская Сечь. Государственное устройство
Запорожской СечиСтраница 1
Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской государственности. Казацкая административная и судебная власть распространялась как на казаков, так и на то население, которое проживало за пределами Запорожья в укреплениях — «паланках». [1, с. 145]
Запорожская Сечь в своем составе имела деления — военные и территориальные, в соответствии с которыми и строилось управление ею. Как войско, запорожское общество разделялось на 38 куреней, а территориальное — сначала на пять, впоследствии на восемь паланок.
Высшим органом казацкого самоуправления, который решал важнейшие вопросы, были общие или, как их чаще называли, войсковые рады. Собирались они регулярно в точно определенные сроки — 1 января и 1 октября каждого года. Казацкий совет собирался и в другие сроки, когда на то была воля общества. На войсковых радах решались все важнейшие вопросы жизни Запорожской Сечи: объявлялась война и заключался мир, объявлялись военные походы, карались злостные преступники, ежегодно переделялись между куренями земли, реки, озера, леса, рыбные ловы и тому подобное, избиралась и смещалась казацкая старшина.
Кроме общих военных советов, у запорожских казаков были еще и советы по куреням, которые чаще назывались «сходками». Куренные сходки собирались в случае необходимости для решения мелких дел, срочных вопросов, а также тайных дел.
Были еще сходки по паланкам. Они рассматривали преимущественно мелкие хозяйственные споры, поскольку население паланок состояло из неженатых казаков, которые занимались хозяйством. [4, с. 146]
Кош возглавлял выборный кошевой атаман. Ему помогали выборный судья, писарь, обозный, есаул, хорунжий.
Следует заметить, что на Запорожской Сечи государственная система сформировалась из военной организации, поэтому государственные органы, административно-территориальная система, должности были как военными единицами, так и государственными. [8, с.165]
Кошевой атаман, военный судья и военный писарь составляли так называемую военную старшину. Они избирались военным советом 1 января и состояли в должности один год. В число военной старшины иногда включались куренные атаманы. В мирное время военная старшина занималась административными и судебными делами, а во время войны возглавляла казаков, передавая свои полномочия старшине.
Кошевой атаман (гетман) сосредотачивал в своих руках высшую военную, административную и судебную власть. Его власть не была абсолютной: он отчитывался перед Войсковой Радой, его полномочия ограничивались годовым сроком пребывания на должности. [1, с. 145]
В военное время кошевой атаман был лишь обладателем Запорожья и в своих действиях руководствовался обычаями и традициями казачества. [4, с. 146]
Кошевому атаману принадлежала высшая военно-административная и судебная власть на Сечи. Он решал судьбу каждого казака, утверждая судебные приговоры, и в первую очередь смертные. От имени общества вступал в дипломатические отношения с иностранными государствами, утверждал избранных или назначенных казаков на должности, а также деление земель (паланок) и трофеев между куренями. Решал вопрос приема казаков к войску или их освобождению. Жил кошевой атаман в отдельном помещении (дому) вместе со своим поваром. Символом власти кошевого атамана была булава, которую он держал в руке во время торжественных мероприятий и в боевой обстановке. [3, с. 89-90]
Военный судья был вторым после атамана служебным лицом на Запорожье. Его основной обязанностью было осуществление суда над казаками. Кроме этого, он назначал начальника артиллерии. [4, с. 146]
В отсутствие кошевого атамана исполнял его обязанности, то есть был наказным кошевым атаманом. С помощью военного казначея регулировал расходы средств Сечи, хранил «сокровище и армату» в Военной Казне. Жил и питался судья в своем курени. Символами власти судьи была сечевая печать и тростина. [3, с. 90]
В.М.Молотов
Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая на этой ступени сложилась. Свое культурное развитие человек начинает с овладения культурой своего времени и общности. Человек рождается и биологически и, тем более социально не зрелым; созревание и разви ...
Теория Ханны Арендт
В своём анализе тоталитаризма Ханна Арендт фокусировала своё внимание на масштабном терроре и насилии, нагнетаемом для уничтожения целых социальных слоёв среди населения. Основой режима Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология стан ...
Иван III Васильевич (1440 - 1505).
Старший (после умершего Юрия) сын Василия Темного. Стал великим князем после смерти отца в 1462 г. Детские годы его были омрачены драматическими событиями феодальной войны. Он вместе с братом Юрием находился в Троице-Сергиевом монастыре в роковые дни, когда его отец был схвачен князем Иваном Можайским и увезен в Москву. Мальчиков (Ивану ...