Запорожская Сечь. Государственное устройство
Запорожской СечиСтраница 5
Богдан Хмельницкий определял границы украинской этнической территории так: «Достаточно нам в Украине и Подолья и Волыни; теперь достаточно достатка в земле и княжестве своим по Львов, Холм и Галич». [5, с. 40]
Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 г. В соответствии с ним территория свободной Украины занимала три воеводства: Киевское, Брацлавское и Черниговское, которые после освобождения были поделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 г. количество полков выросло до 20. Следовательно, освобожденная территория имела свое административно-территориальное деление. Полково-сотенный строй был существенным элементом украинской государственности. И хотя полки как военные единицы существовали во многих государствах, только в Украине полково-сотенная организация войска была взята за основу государственного территориального строя. Начиная с лета 1648 г. полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их пределах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. В 1654г. освобожденная территория охватывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км). Следовательно, к моменту заключения украинско-московского договора 1654 г. Украина была независимым государством, которое имело свою государственно организованную территорию. Мартовские статьи 1654 г. юридически закрепили этот факт. [1, с. 173-175]
Анализируя сведения 1653—1654 гг., Иван Крипьякевич приблизительно описал государственные границы казацкой территории: «С Польшей — Яруга — Черновцы — Мурафа — Красное — Винница — Прилуки — Самгородок — Паволоч — Каменеброд — Макаров — Чернобыль — Карпиловка; с Россией — традиционной границей; с Турцией и Крымом — через так называемое Дикое поле». При этом следует отметить историческую роль в процессе создания государства Среднего Поднипровья, которое и раньше было ядром украинского этноса. На протяжении длительного периода прослеживалась его относительная стабильность. В то же время Запорожская Сечь осталась «центром свободы», продолжала выступать общественным идеалом украинского крестьянства.
На освобожденной территории были ликвидированы органы власти Речи Посполитой. Вместо воеводств и уездов созданы полки и сотни. Возникло новое правление — своеобразное старшинское правительство: военный совет, совет генеральной старшины, полковой и сотенная администрация, курени и городовые атаманы. Магистраты и ратуши получили право самоуправления. Высшим органом власти по традиции считался военный (или генеральный) совет, который решал политические, военные и хозяйственные дела. [5, с. 40- 41]
В начале Освободительной войны высшим органом власти была Войсковая рада Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировались, и военно-административным строем Запорожской Сечи, а также отразилось то, что национально-государственное самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.
В компетенцию Войсковой рады входило решение важнейших государственных вопросов — как военных, так и политических: она выбирала гетмана и Генеральный уряд и имела право на их устранение, решала все вопросы внешней политики, отправляла посольства, принимала послов, осуществляла правосудие. Право участия в ней имели все казаки.
Система управления состояла из трех ступеней: Генерального, полкового и сотенного урядов.
Генеральный уряд был центральным органом управления. Он возглавлял всю систему управления и был постоянно действующим органом. Генеральный уряд избирался Войсковой радой. Возглавлял Генеральный уряд гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы — нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины. Генеральный уряд был высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства. Кроме гетмана в Генеральный уряд входили генеральные старшины, которые руководили отдельными отраслями управления. Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними сношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение. Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковым и сотенным судам. Генеральный подскарбий возглавлял финансовую систему государства. Перечисленные государственные лица составляли Раду генеральной старшины, которая со временем вытесняет Войсковую раду.
Тайные
сообщества в начале XXI века
Как приходится констатировать, Запад ни на шаг не отклоняется от своих планов. Один из разработчиков Хьюстонского проекта[396] Збигнев Бжезинский на закрытом заседании заявил: «Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России, и на обломках России. Нет сомнений в том, что Россия рано или поздно будет раздр ...
Историческая роль восстания декабристов
Декабристы были деятелями первого, дворянского, этапа революционного движения в России. Декабристское движение имело свои особенности.
Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия – дворянства, а не лишенные политических и многих социальных прав мещане, крестьяне и купцы.
...
Экономичский и политический
кризисы 1920 -1921 гг. Переход новой экономической политике
Во время гражданской войны Советская власть была вынуждена мобилизовать все имеющиеся у нее ресурсы, превратить страну в единый военный лагерь. С этой целью партия большевиков подчиняет своему контролю все сферы жизни общества. Со второй половины 1918 года советское государство осуществило ряд мер, направленных на централизацию государс ...