Формирование научно – культурного потенциала страны
В советский период в стране был создан огромный научный и культурный потенциал. Россия конца XIX - начала XX вв. пережила свой «серебряный век» культуры. Русская литература и искусство получили всемирное значение, а развитие фундаментальной науки принесло стране заслуженную славу. Формируется достаточно влиятельный социальный слой интеллигенции, то есть людей, профессионально занимающихся сложным творческим трудом. Даже сам термин «интеллигенция» был введен в употребление в русской литературе 60-х годов XIX в., а потом проник и в другие языки. Однако эти великие достижения культуры и науки не стали достоянием широких народных масс, поскольку они в своем большинстве были неграмотны. В 1913 г. грамотность среди населения России в возрасте 9 лет и старше составляла только 28%. Среди городских жителей страны неграмотные составляли почти половину, а среди сельских жителей - даже 3/4. Преемственность в развитии российской культуры и науки была прервана Гражданской войной. Во время 1-ой мировой войны создание массовой армии потребовало резкого расширения офицерского корпуса. Призванные в армию образованные люди одели офицерские погоны, что в условиях революции противопоставило их преобладающей пролетарско-крестьянской массе населения. Значительная часть дореволюционной интеллигенции враждебно отнеслась к идее насильственного революционного преобразования страны, поэтому была уничтожена во время Гражданской войны, эмигрировала из страны или даже была из нее выслана.
В условиях противостояния с «буржуазным миром» в Советском Союзе по существу заново был создан значительный научный и культурный потенциал, быстро сформировался достаточно значительный слой «народной» интеллигенции. В предвоенные годы одним из направлений его формирования стала «культурная революция», в процессе которой была быстро ликвидирована массовая неграмотность. В 1939 г. неграмотные среди городского населения составили лишь 6%, а среди сельских жителей - порядка 16%. В послевоенное время страна вышла на уровень поголовной грамотности. Так, в 1979 г. неграмотные среди горожан в возрасте 9-49 лет составили лишь 0,1%, а среди сельских жителей - 0,3%. Таким образом, элементарная неграмотность сохранилась лишь среди небольшой группы старых и больных людей.
На протяжении XX века существенно вырос общий культурный уровень населения, о котором косвенно можно судить по удельному весу лиц с высшим и средним образованием. Так, если в 1939 г. 90% населения имели лишь начальное образование, то в 1979 г. - порядка 36%. Напротив, удельный вес людей со средним образованием за этот период вырос с 10% до 55%. В то же время в последние годы в связи с проблемой финансирования образования поднимался вопрос о чрезмерно высоком образовательном стандарте, что не соответствует действительности. Даже в 1979 г. высшее и незаконченное высшее образование имели лишь 15% населения страны. К тому же явно видно несоответствие между образовательным уровнем и культурой населения. На этой основе в стране была создана мощная система подготовки высококвалифицированных и научных кадров мирового значения, особенно в области фундаментальных исследований и ВПК.
Результаты войны
Так закончилась освободительная война 1648-1654 гг. - произошел исторический акт воссоединения двух братских народов. С тех пор эти события неоднократно были объектом всякого рода спекуляций, неумеренного славословия или наоборот сплошного очернительства. Для того чтобы дать объективную оценку этим событиям, надо посмотреть, что же прои ...
Революция в Германии
Социально-экономическое и политическое развитие Германии в 30-е – 40-е годы XIX века показало, что без устранения унаследованных от средневековья остатков феодальной раздробленности страны дальнейший ее прогресс невозможен.
Либеральная буржуазия германских государств требовала созыва общегерманского парламента и уничтожения юнкерских п ...
Ход реформы
Реформа в сфере промышленности шла по двум направлениям: стимулирование развития лёгкой промышленности и создание отраслей тяжёлой индустрии. Реформируя промышленную сферу, Петр акцентировал внимание на развитии мануфактурного производства, и, прежде всего тех его отраслей, которые обеспечивали военные нужды. В итоге реформа дала импуль ...