Положение горнозаводских рабочих и служащих монетного двораСтраница 2
На Сузунском заводе и монетном дворе царил ручной труд, требовавший огромных физических затрат, особенно тяжелыми были плавильные работы, которые проходили в полумраке и без вентиляции. Нестерпимый жар у печей и зимние сквозняки обусловливали высокий травматизм, частые болезни и инвалидность. 0собенно вредными для мастеровых были пары свинца, сернистые мышьяковистые и сурьмистые газы из плавильных печей. Госпиталь был открыт только в 1771 г. в малоприспособленном заброшенном фабричном помещении, постоянная нехватка лечебного персонала, отсутствие лекарств и скудость средств снижали и без того низкий эффект лечения.
Заводской поселок Сузун, как и все заводские поселения Алтайского округа, строился строго по плану, в соответствии с которым он делился на четыре части: предзаводская площадь, поселковая площадь, завод, селитьба. В начале XIX он насчитывал 12 улиц, а к 1814 г. - уже 24 улицы и свыше 600 домов, а к средине века улицы были замощены, вырыты сточные канавы и огорожены колодцы. Мастеровые жили в казармах или в собственных домах, на постройку которых им выдавался бесплатно только лес. Горные чиновники проживали в казенных домах без оплаты.
Следует отметить, что при заводе была открыта школа для обучения детей мастеровых чтению, письму, закону божьему и арифметике, а также рисованию и практическому разбору руд. В школу зачислялись мальчики с семилетнего возраста, и число их колебалось в пределах 100 человек, с 12 лет они уже выполняли заводские работы.
Не будучи в состоянии бороться с мощной и хорошо отлаженной системой «внеэкономического принуждения», мастеровые и приписные крестьяне вынуждены были практиковать пассивные формы протеста против крепостного гнета. Среди этих пассивных форм наиболее распространено било бегство из пределов округа, за что полагалась суровая расправа шпицрутенами, батогами, плетьми и розгами.
Формулярные списки мастеровых Сузунского завода и монетного двора содержат далеко не полные сведения о 93 побегах, при этом следует отметить, что некоторые мастеровые бежали неоднократно, а 2 человека совершили по 6 побегов. И хотя только 6 человекам удалось убежать, а остальные были пойманы и наказаны, к этой форме протеста прибегали и приписные крестьяне, совершавшие побеги как в одиночку, так и целыми семьями.
В официальных документах содержатся сведения об умышленной порче оборудования, в исторической литературе отмечается обилие жалоб и прошений со стороны мастеровые и приписных крестьян, которые, как правило, оставались либо «без последствий», либо расценивались как доносы и кончались телесными наказаниям. По официальным сведениям, в Сузуне отмечались случаи и открытого неповиновения, а столяр В. Арапов был наказан батогами «за битье подпоручика Сутулова». Специфической и наиболее распространенной среди приписных крестьян формой борьбы была неявка на заводские работы; нарастая с каждым годом, неявки на работу в Сузун достигли в первой половина XIX в. 1 тыс. человек, и хотя против «нетчиков» применялись суровые меры наказания в виде штрафов, принудительных отработок и телесной расправы, эта форма борьба продолжала шириться вплоть до отмены заводских работ в 60-е гг. XIX в.
Культурно – историческое значение принятия
православия на Руси.
Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие православия означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни П ...
Положение женщины в Древней и Средневековой Руси (IX – XVI вв.). Правовой статус женщины: право на владение и распоряжение имуществом,
земельной собственностью
Положение женщины в русском феодальном обществе IX – XVI вв. не может быть обрисовано с достаточной полнотой без исследования дееспособности представительниц различных классов и социальных групп в имущественно-правовой сфере. Эта проблема не только связана с историей развития древнерусского права в целом и семейного в частности, но и по ...
Обстоятельства введения Опричнины
3 декабря 1564 г. Иван ІV с семьей и приближенными, захватив с собой утварь, иконы, кресты, платье и всю свою казну, внезапно выехал из Москвы. Побывав у Троицы, поселился в Александровской слободе (около 65 верст от Москвы), примерно через месяц царь прислал в столицу с гонцом две грамоты. В одной, обращенной к боярам, духовенству, слу ...