Литературная и публицистическая деятельность и философские взгляды Герцена
Страница 1

Материалы » А.И. Герцен – создатель Вольной русской типографии » Литературная и публицистическая деятельность и философские взгляды Герцена

Литературная деятельность Герцена началась ещё в 1830-х годах. С 1842 по 1847 год он помещает в "Отечественных Записках" и "Современнике" статьи: "Дилетантизм в науке", "Дилетанты-романтики", "Цех учёных", "Буддизм в науке", "Письма об изучении природы". Здесь Герцен восставал против учёных педантов и формалистов, против их схоластической науки, отчуждённой от жизни. В статье "Об изучении природы" мы находим философский анализ различных методов знания. [9]

Тогда же Герценом написаны: "По поводу одной драмы", "По разным поводам", "Новые вариации на старые темы", "Несколько замечаний об историческом развитии чести", "Из записок доктора Крупова", "Кто виноват?", "Сорока-воровка", "Москва и Петербург", "Новгород и Владимир", "Станция Едрово", "Прерванные разговоры". Из всех этих произведений особенно выделяются: повесть "Сорока-воровка", в которой изображено ужасное положение "крепостной интеллигенции", и роман "Кто виноват?", посвященный вопросу о свободе чувства, семейных отношениях, положении женщины в браке. Основная мысль романа та, что люди, основывающие свое благополучие исключительно на почве семейного счастья и чувства, чуждые интересов общественных и общечеловеческих, не могут обеспечить себе прочного счастья, и оно в их жизни всегда будет зависеть от случая.

Из произведений, написанных Герцена за границей, особенно важны: письма из "Avenue Marigny" (первые напечатаны в "Современнике", все четырнадцать под общим заглавием: "Письма из Франции и Италии",1855), представляющие замечательную характеристику и анализ событий и настроений, волновавших Европу в 1847-1852 годах. Здесь мы встречаем вполне отрицательное отношение к западноевропейской буржуазии, её морали и общественным принципам и горячую веру автора в грядущее значение четвёртого сословия. [10]

Особенно сильное впечатление и в России, и в Европе произвело сочинение Герцена: "С того берега" (по-немецки 1850; по-русски, Лондон, 1855; по-французски, Женева, 1870), в котором Герцен высказывает полное разочарование Западом и западной цивилизацией - результат того умственного переворота, которым закончилось и определилось умственное развитие Герцена в 1848-1851 годах.

Следует ещё отметить письмо к Мишле: "Русский народ и социализм" - страстную и горячую защиту русского народа против тех нападок и предубеждений, которые высказывал в одной своей статье Мишле.

"Былое и Думы" Герцена - ряд воспоминаний, имеющих частью характер автобиографический, но дающих и целый ряд высокохудожественных картин, ослепительно-блестящих характеристик, и наблюдений Герцена из пережитого и виденного им в России и за границей.

Все другие сочинения и статьи Герцена, как, например, "Старый мир и Россия", "Концы и начала", и другие представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихся в период 1847-1852 годов в сочинениях, указанных выше.

О характере общественной деятельности Герцена и о его мировоззрении существуют довольно превратные взгляды, главным образом благодаря той роли, какую играл Герцен в рядах эмиграции. По натуре Герцен не был пригоден к роли агитатора и пропагандиста или революционера. Это был, прежде всего, человек широко и разносторонне образованный, с умом пытливым, ищущим истины. Влечение к свободе мысли, "вольнодумство", в лучшем значении этого слова, особенно сильно были развиты в Герцене. Он не понимал фанатической нетерпимости и исключительности и сам никогда не принадлежал ни к одной, ни явной, ни тайной партии. Односторонность "людей дела" отталкивала его от многих революционных и радикальных деятелей Европы. [11]

Его проницательный ум быстро постиг несовершенства и недостатки тех форм западной жизни, к которым первоначально влекло Герцена из его далека русской действительности 1840-х годов. Герцен отказался от увлечений Западом, когда он оказался в его глазах ниже составленного раньше идеала.

Как последовательный гегельянец, Герцен верил, что развитие человечества идёт ступенями и каждая ступень воплощается в известном народе. Таким народом по Гегелю были пруссаки. Герцен, смеявшийся над тем, что гегелевский бог живёт в Берлине, в сущности перенёс этого бога в Москву, разделяя с славянофилами веру в грядущую смену германского периода славянским. Вместе с тем, как последователь Сен-Симона и Фурье, он соединял эту веру в славянский фазис прогресса с учением о предстоящей замене господства буржуазии торжеством рабочего класса, которое должно наступить, благодаря русской общине.

Страницы: 1 2

Промышленная революция в США и её особенности
В США промышленная революция и в целом процесс индустриализации приобрел специфический характер. С одной стороны, необычная для стран "старого капитализма" стремительная динамика модернизационного процесса дает основание отнести США к странам "второго эшелона" развития капитализма. С другой — он носил органический ха ...

Приложения
Приложение 1 Конференция руководителей трех союзных держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании в Крыму* (Крым, 4 - 11 февраля 1945 года) За последние 8 дней в Крыму состоялась Конференция руководителей трех союзных держав - Премьер-министра Великобритании г-на У. Черчилля, Президента Соединенных Штатов Аме ...

Человеческие потери
Существует оценка, согласно которой население Эстонии уменьшилось за время Второй мировой войны (в 1940—1945 гг.) на 200 тыс. человек, то есть около 20 % населения. Согласно другим источникам, эти данные сильно завышены, так как в них включены, например, эвакуированные в 1941 году в СССР евреи (оставшиеся в Эстонии евреи и цыгане были в ...