Формирование системы плановой социалистической экономики
В связи с победой большевиков и Советской власти на протяжении ХХ в. в СССР сформировался и развивался особый тип хозяйства - «социалистическая экономика». Ее основой стала государственная собственность на средства производства, в том числе и землю. Еще в период Великой Октябрьской социалистической революции и в первое послереволюционное время были национализированы, то есть взяты государством в свою собственность, банки, крупная промышленность, транспорт, введена государственная монополия внешней торговли. Были конфискованы помещичьи земли, провозглашена национализация всей земли, которая была бесплатно передана крестьянам для хозяйственного использования.
Дальнейшее огосударствление экономики произошло в период Гражданской войны. Политика «военного коммунизма» привела к национализации уже средней и отчасти мелкой промышленности, введению трудовой повинности для всего трудоспособного населения, вытеснению внутренней торговли продовольственной разверсткой - системой принудительного отчуждения продукции у крестьянских хозяйств, введению государственного регулирования кустарного производства. Результатом явилось почти полное вытеснение рыночных механизмов из сферы экономических отношений и замена их административно-командными методами управления хозяйством.
После окончания Гражданской войны в рамках так называемой «новой экономической политики» - НЭПа продразверстка была заменена продовольственным налогом, а экономическая взаимосвязь города и села стала определяться системой рыночных отношений. Однако уже в конце 20-х годов в связи со сплошной коллективизацией сельского хозяйства рыночные отношения опять были резко ограничены, и процесс огосударствления охватил не только совхозы как государственные предприятия, но и коллективные хозяйства - колхозы. Процесс огосударствления экономики резко усилился во время Великой Отечественной войны, которая потребовала мобилизации всех ресурсов страны во имя сохранения ее национальной независимости. Некоторое усиление роли товарно-денежных отношений в хозяйственном руководстве страны произошло в последние 30 лет, однако рыночные рычаги управления экономикой лишь дополняли сложившуюся централизованную административно-командную систему.
Плановая социалистическая экономика была ориентирована прежде всего на решение общегосударственных задач подчас в ущерб социальным проблемам, региональным и местным интересам. Принципы территориальной организации хозяйства сформировались не только на основе реальной экономической и политической практики, но и с учетом теории марксистско-ленинского обществоведения. В их числе необходимо отметить следующие:
1) равномерное размещение производительных сил по территории всей страны;
2) приближение промышленности к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и районам потребления продукции;
3) преодоление существенных социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней;
4) ускорение экономического и культурного развития ранее отсталых национальных районов;
5) правильное территориальное разделение труда на основе специализации и комплексного развития хозяйства экономических районов и союзных республик СССР;
6) рациональное использование природных условий и ресурсов;
7) укрепление обороноспособности страны;
8) планомерное международное социалистическое разделение труда.
В основе этих принципов лежит представление о потенциальном превосходстве социалистической плановой экономики, ориентированной в целях систематического повышения уровня и качества жизни советских людей на повышение производительности труда и достижение оптимальной территориальной организации хозяйства. Хотя в каждом конкретном случае можно найти достаточно много примеров подтверждения этих принципов, однако в целом они имеют искусственно-книжный характер и не отражают существа процессов территориальной организации хозяйства страны на протяжении XX века. Например, вряд ли можно серьезно говорить о «равномерном размещении производительных сил», о «рациональном использовании природных условий и ресурсов», а «укрепление обороноспособности страны», то есть развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), было доведено до гипертрофированного абсурда, поскольку ВПК истощил ресурсы страны. «Планомерное международное социалистическое разделение труда» носило искусственный характер и скрывало глубокие экономические противоречия между бывшими социалистическими странами.
Особенности феодальной раздробленности Древней Руси. Ее оценка в российской
исторической науке
Феодальная раздробленность - закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. Под феодальной раздробленностью чаще всего понимают политическую и экономическую децентрализацию государства, создание на территории одного государства практически независимых друг от друга, самостоятельных госуда ...
Акт о независимости Украины
24 августа 1991 г. Верховный совет УССР провозгласил Украину независимым демократическим государством и принял «Акт провозглашения независимости Украины»: Одновременно было принято решение о проведении 1 декабря 1991 г. республиканского референдума в подтверждение Акта провозглашения независимости Украины. Кроме того, учитывая роль ру ...
Источники финансирования аппарата власти
Не имея своей прочной финансовой базы, королевская власть, конечно, была бы не в состоянии реализовать достигнутые ею успехи в области юрисдикции и организации военных сил. Поэтому третьим проявлением процесса государственной централизации в Англии XII – XIII вв., и не менее важным чем первые два, было постепенное расширение финансовой ...