Общие ценности и противоречия современного славянстваСтраница 1
В России, Украине, Беларуси, Болгарии, Сербии, Словении, Черногории, Македонии, Польше, Чехии, Словении, Словакии славянское население составляет большинство. Самые многочисленные среди групп славян – русские, украинцы и поляки. Кроме того, в ряде государств издавна проживают группы населения, идентифицирующие себя как тот или иной славянский этнос. Это Германия, Австрия, Венгрия, Молдова, страны Прибалтики. Однако разделение славян государственными границами не является решающим фактором в их разрозненности и возникновении тех противоречий, которые всегда были присущи славянским этносам. Расположение славянского мира на разломе цивилизаций Востока и Запада сказалось на самоопределении славянских народов. Славяне никогда не имели общей религии.
Часть из них идентифицирует себя с православием, а другая – с римско-католической церковью. Проводником православия для славян язычников являлась греческая Византия, а католичества – непосредственно папский престол и Священная Римская империя, объединяющая германские народы. Часть балканских славян являются мусульманами. Таким образом, Церковь сегодня не может сыграть объединяющую роль в славянском мире. Более того, современное православие, разделенное на несколько конфессий, также постепенно теряет объединяющие узы в мире восточных славян.
Не являются мощным объединяющим фактором и культурные традиции славянства. Особое влияние на саморазвитие славянских народов оказали немецкая и французская культуры. Первая в результате непосредственного исторического контакта славянских и германских племен и народов, а также как следствие внешней политики немецких государств. В свою очередь, идеи Просвещения и Французской революции способствовали идеологическому оформлению национальных движений славянских народов и формированию их национального самосознания. Следует отметить, что хотя процесс образования государств у славянских народов начинался синхронно с другими европейскими народами, он был прерван внешней экспансией. В результате все славянские народы уже к XV в. были включены в состав тех или иных империй. Единственным исключением являлся польский этнос, которому дольше всех среди славян удалось сохранять свою независимость. Лишь в конце XVIII века польское государство потеряло независимость и вошло в состав Российской Империи.
Внешняя политика Российского государства преследовала не только геополитические цели – претензии на византийское наследство, но и всегда пыталась придать себе мессианский характер – покровительство православных и славянских народов. А если вспомнить о том, что российский престол длительное время принадлежал этническим немцам, то такое покровительство можно воспринимать как продолжение противостояния европейского мира и окружающих его народов. Рост национального самосознания славянских народов и растущая мощь Москвы способствуют зарождению в Новое время национальных движений славян. В конце концов, славянские национальные движения привели к краху Османскую империю и предопределили исчезновение Австро-Венгерской империи. В ходе первой мировой войны фактически только Россия и Германия могли претендовать на господство в Европе. В последующем судьбы славянских народов определялись столкновениями европейских великих держав – Великобритании, Германии, России и Франции. Победа Советского Союза во Второй мировой войне и его военное присутствие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в дальнейшем обусловили определяющую роль СССР в этих регионах на последующие десятилетия. Практически все славянские страны оказались под геополитическим и идеологическим контролем Москвы. Навязывание социалистической идеологии, изучение русского языка, искоренение рыночных отношений скорее настраивали славянские народы Европы на сопротивление влиянию СССР. Сами идеи социализма, хотя и были приняты, но скорее в западноевропейском социал-демократическом контексте, а не в советском понимании. Более того, культура даже южных славян – "братьев-болгар и братьев-сербов", не говоря уже о славянах Центральной Европы, тяготела к Западной Европе и явно не стыковалась с русской, украинской и белорусской (за исключением, пожалуй, Западной Украины).
Концентрация производства
Характерной чертой развития экономики в эпоху производства, капитализма является укрупнение производства. Это естественный результат роста тяжелой промышленности, индустриальной техники, беспощадной конкурентной борьбы между предпринимателями, характерной для капитализма. В. И. Ленин отмечал, что концентрация производства особенно усили ...
Женский вопрос в России в первой половине XIX в.. Семья
и имущественные отношения женщины первой половины XIX в.
С начала XIX века женский вопрос в России, являлся сложной социальной проблемой, охватывающей экономические, политические, правовые, этнические, психологические стороны эмансипации (освобождения) женщин – защитники их прав и интересов впервые в истории России привлекли внимание общества к разнообразным проявлениям женского неполноправия ...
Пятый этап 2й мировой войны.
С мая 1945 по сентябрь 1945г. Для окончательного завершения войны был необходимо освободить от Японских войск Дальний Восток и Юго-Восточную Азию. Союзные войска и силы сопротивления Китая освободили захваченные территории.
В целях устрашения, в августе, американцы применили ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
2 сентября 1945 г ...