Заключение

Завершая работу над рефератом, можно прийти к выводу, что суть опричнины состояла в том, что Грозный применил к территории старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей-бояр, тот порядок, какой обыкновенно применялся Москвой в завоеванных землях.

Опричнина в целом не смогла усилить на более или менее продолжительное время самодержавное правление, ни ликвидировать центральные сословно-представительные органы и местное самоуправление. Опричнина не должна рассматриваться как ступень к новой "прогрессивной" самодержавной форме правления, как часто определяют ее значение. В большей степени она являлась возвращением к временам удельного правления (если иметь в виду деление страны на опричнину и земщину и т.д.). Опричнина была реформой, но реформой с противоположным знаком. Об этом свидетельствуют и ее последствия.

Мнения историков об опричнине можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям: 1) опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла; 2) опричнина являлась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его "самовластию". Ни одно из этих положений не бесспорно, поэтому спор об опричнине продолжается.

Я считаю, что причины появления опричнины надо искать не в борьбе с определенными социальными группами, а в реакции пытающейся усилиться самодержавной власти на альтернативу государственного развития, представленную сословно-представительными учреждениями.

[1] Толстой М. В. История русской Церкви. Издание Валаамского монастыря, 1991, с. 432.

[2] Толстой М. В. История русской Церкви. Издание Валаамского монастыря, 1991, с. 433.

[3] Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988, с. 161.

[4] Федоров Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. с. 51.

[5] Русское историческое повествование. М., 1984, с. 146.

[6] Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988, с.198.

[7] Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988 с.200-202.

[8] Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988, гл.8

Второй и третий крестовые походы
Однако, несмотря на дополнительную силу в виде духовно-рыцарских орденов положение иерусалимского королевства было очень нестабильным. Наибольшей силы Иерусалимское королевство достигло в 30-40 годах XII в., но уже в 1144г. значительная часть его владений была захвачена турками. Иерусалимский король обратился к папе с просьбой призвать ...

После отречения
Николай подписал отречение от престола и отправился в Могилёв, в Ставку. 8 марта он отдал здесь прощальный приказ по армиям. Он начинался словами: «В последний раз обращаюсь к вам, горячо любимые мною войска…». Бывший император писал: «Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы. Кто думает теперь о мире, кто желает его – ...

Роль варягов в развитии Киевской Руси. Норманнская теория
Нет в истории России вопроса, который не вызвал бы столь продолжительные, ожесточенные и с участием многих ученых споры, чем вопрос, «откуда есть пошла земля русская», кто такой Рюрик и его «варяги»? Варяги это - древнее скандинавское племя. В русских летописях с варягами связывают начало государственности на Руси. Слово "Русь&qu ...