Торговое предпринимательство
Страница 1

Не меньшее внимание Петра I привлекала организация и регламентирование торговли и торгового оборота, особенно внешней торговли. С ростом мануфактурного производства в России значительно расширился внутренний рынок. Мануфактуры не только продавали основную часть своей продукции государству, но и приобретали массу товаров на рынке: железо для оборудования, необходимые для производства материалы, продовольствие для рабочих. В связи с этим, например, на Уральские заводы из разных районов страны везли хлеб, рыбу, ткани, гнали табуны лошадей – главный вид заводского транспорта[5].

Другим не менее важным фактором увеличения внутреннего рынка был рост товарности помещичьего хозяйства. Чтобы получить деньги для покупок, помещики увеличивали эксплуатацию крестьян. Увеличение феодальной ренты означало не только увеличение продаваемой массы сельскохозяйственной продукции, но и увеличение покупок других товаров.

Активную роль во внутренней торговле продолжали играть ярмарки: Свенская, Ирбитская, Кролевецкая. Особое значение приобрела Макарьевская ярмарка, куда поступали товары со всего Поволжья, Зауралья, Средней Азии.

Петр активно привлекал купечество к укреплению экономических позиций государства. Купцы получали большие льготы. В 1709 году для избавления купцов и промышленников от приказной волокиты в Москве была создана Бурмистерская палата, в 1712 году – Коммерц-коллегия, государственный орган по руководству торговлей.

Указ 1711 года допускал к занятию торговлей «людей всякого звания»[6]. Стала формироваться новая социальная группа – торгующие крестьяне, из которой стали выходить богатые скупщики. В стране к этому времени насчитывалось свыше тысячи торговых сел.

Правительство попыталось внедрить новую для России форму торговли – биржевую, которая в Европе существовала уже несколько веков. Но первая Петербургская товарная биржа не оказала заметного влияния на экономику страны. Потребности оптовой торговли пока вполне удовлетворялись ярмарками.

В целях развития товарооборота во внутренней и внешней торговле Петр придавал большое значение усовершенствованию путей сообщения. В 1718 году начато сооружение обводного Ладожского канала; в 1698 году было начато, но осталось незаконченным сооружение Волго-Донского канала. Для расширения внешней торговли велась Северная война, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. Чтобы ускорить торговое освоение нового пути, Петр строит новый город, Петербург, и объявляет его столицей, которая по сути дела была перенесена на границу государства. В новую столицу принудительно были переселены богатые архангельские купцы, знатные вельможи обязаны были строить здесь дворцы, а торговля через этот порт получала льготы. Для соединения Петербурга с бассейном Волги в 1703 году началось сооружение Вышневолоцкого канала, по которому в 1709 году было открыто движение. Кроме Петербурга торговые льготы и поощрения были предоставлены портам: Риге, Выборгу и др. На Котлине было преступлено к сооружению нового торгового порта для стоянки военных и торговых судов Балтийского флота. Принимались меры к развитию сухопутной торговли, а также торговли по Волге и Каспийскому морю с Средней Азией и Ираном. Для развития торговли с рядом западноевропейских стран были заключены торговые соглашения: с Францией в 1706 году была заключена торговая конвенция, итальянским купцам были предоставлены льготы, велись переговоры с Данцигом, Гамбургом и др. в 1715 году за границей были учреждены Русские консульства (в Амстердаме, Лондоне, Лиссабоне и др.). [7]

Основными внешнеторговым партнерами России стали Англия и Голландия, которые предъявляли спрос на новые для российского экспорта промышленные товары: льняные ткани, парусину, железо, мачтовый лес, смолу, канаты. Ввозила Россия сукно, красители, предметы роскоши.

Петр I стремился к расширению торговли с Востоком. Продолжали развиваться торговые связи с Китаем, начатые после Нерчинского договора 1676 года. Развивалась торговля и в традиционном направлении – со странами Востока: ханствами Средней Азии. Персией, Турцией. В экспорте преобладали промышленные изделия (железо и металлоизделия, льняные ткани), в импорте – потребительские (шелк, хлопок, чай).

Страницы: 1 2

Возникновение идеологии «Москва – третий Рим»
Начиная с царствования Иоанна III, в Московском государстве начала вызревать идеология, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. Данная теория утверждала историческое значение столицы Русского государства — Мо ...

Политическая система Франции
Во Франции как я уже говорила всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм. Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает: "Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельнос ...

Революция в Германии
Социально-экономическое и политическое развитие Германии в 30-е – 40-е годы XIX века показало, что без устранения унаследованных от средневековья остатков феодальной раздробленности страны дальнейший ее прогресс невозможен. Либеральная буржуазия германских государств требовала созыва общегерманского парламента и уничтожения юнкерских п ...