Консервативная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина

Материалы » Либерально-реформаторские проекты в России в первой половине XIX века » Консервативная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина

Выдающийся русский историк, литератор, общественный деятель Н. М. Карамзин (1766 1826) считается одним из основоположников российского консерватизма. В наиболее концентрированном виде политические взгляды Карамзина были изложены им в записке "О древней и новой России" (1810 1811), обращенной к императору Александру I. Записка содержит доказательство необходимости самодержавия для Российского государства ("самодержавие есть палладиум России"), сохранения крепостного права. "Россия, пишет Карамзин, всегда основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием".

Выступив с осуждением проекта реформ М. М. Сперанского, ав тор "Записки" всячески отстаивал свой идеал сильное монархическое правление, осуществляющееся с опорой на законы и принимающее меры к нравственному воспитанию и просвещению народов своей страны. Так, Карамзин призывал императора вернуться к образу "просвещенного монарха" в соответствии с идеями Монтескье и воз зрениями Екатерины II в начале ее царствования. Так же, как и французский просветитель, русский ученый мотивировал свои монархические предпочтения географическими факторами, полагая, что обширность территории России, численность ее народонаселения изначально предопределили страну к монархии.

Социально-политическая система Российского государства была представлена Карамзиным в виде следующей формулы: "Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод хранилище законов, над ними Государь как единственный законодатель, единственный источник власти".

Власть на местах, по мнению Карамзина, должна быть представлена губернаторами, для чего историк советовал найти пятьдесят умных и компетентных людей, которые "ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона России". Критикуя со временный ему государственный аппарат с его некомпетентностью, взяточничеством чиновников и безответственностью лиц, наделенных властными полномочиями, автор "Записки о древней и новой России" видел единственный выход из положения в подготовке грамотных, специально обученных кадров. Учредить хорошее управление можно, считает Карамзин, только путем ослабления центральной власти и расширения полномочий власти на местах, поскольку только местной власти известно истинное положение дел в провинциях.

В своем правопонимании Н.М. Карамзин придерживался взглядов, противоположных теории естественного права. Право, государство, сословный строй России связывались им с идеей самобытного народного духа, представляющего собой "привязанность к нашему особенному, уважение к своему народному достоинству". Власть, идя по пути Просвещения, не должна навязывать народу чуждые ему за коны и учреждения: "Законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обязательств". В то же время ученый отмечал назревшую необходимость современного пересмотра всех российских законов путем проведения инкорпоративных и кодификационных работ. Законы надлежало исправить, "в особенности же уголовные, жестокие и варварские", существующие "к стыду нашего законодательства".

В области внешней политики Карамзин придерживался мирной ориентации, давая положительную характеристику деятельности правителей допетровской России: "Политическая система московских государей заслуживала удивление своей мудростью, имея Целью одно благоденствие народа; они воевали только по необходимости . желая сохранять, а не приобретать". В организации современной русской армии Карамзиным усматривалась необходимость перемен, связанных с сокращением ее численности, уничтожением военных поселении и "уменьшением строгости в безделицах".

Взгляды Н. М. Карамзина, несмотря на то, что его "Записка" осталась неизвестной для современников, оставили заметный след в истории российских политических учений. Некоторые идеи выдающегося русского историка были восприняты представителями охранительного течения в общественной мысли николаевской эпохи.

Франция в период реставрации (1814-1830). Реставрация Бурбонов.  Июльская революция1830 года.
Коалиция государств, одержавших решающую победу над Наполеоном, поспешила возвести на французский престол старшего представителя “легитимной” (законной) династии — Людовика XVIII. Новые правители Франции должны были признать “перераспределение” земельной собственности, буржуазный гражданский кодекс, выработанный при Наполеоне и, следов ...

Выбор веры
Можно ли было ожидать, чтобы князь Владимир, причинивший столько зла близким, стал потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренно раскаиваются и сожалеют о худых делах своих! Чтобы успокоить совесть свою, которая все еще напоминала ему об убитом брате, Вл ...

Основная характеристика эпохи Просвещения
Просвещение – это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII–XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между «славной революцией» 1688 г. в Англии и р ...