Вторая РеспубликаСтраница 2
Утром 26 июня сражение прекратилось, но повсюду расстреливали захваченных в плен повстанцев — в казармах, в каменоломнях и многих других местах. Отличилась в зверствах буржуазная Национальная гвардия, приводившая на расстрел сотни человек. Трупы сбрасывали в Сену, и та уносила их в море.
В февральских боях парижский пролетариат потерял более 5 тыс. человек убитыми и ранеными. В июне одних убитых было, по оценке английских газет, не менее 50 тыс. человек. Более 3 тыс. повстанцев было хладнокровно перебито после восстания. Не менее 15 тыс. человек было сослано без суда.
Правительство до конца выполнило свой подлый замысел, начатый роспуском Национальных мастерских[2].
На стороне буржуазной республики, писал пристально наблюдавший за описанными событиями К.Маркс, стояли финансовая аристократия, промышленная буржуазия, средние слои, мелкая буржуазия, армия, организованный в мобильную гвардию люмпен-пролетариат, интеллигенция и, наконец, крестьянство. “Парижский пролетариат имел на своей стороне только самого себя”[3].
Террор еще продолжал свирепствовать, когда Учредительное собрание возобновило обсуждение новой конституции.
I. Конституция 1848 года объявляла Францию республикой, девизом которой служили будто бы “семья, труд, собственность и общественный порядок”.
Это была, разумеется, буржуазная республика, да еще такая, которая отразила на себе все только что пережитые страхи перед победой “анархизма, социализма и коммунизма”.
Из текста конституции вытекало, что под “правом на труд” понимается не более чем “равенство в отношениях между рабочим и хозяином” и организация “общественных работ, предназначенных доставлять занятия безработным”. Впрочем, уже по ходу прений было ясно, что ни Собрание, ни те, кто последует за ним, не намерены держаться “права на труд” ни в каком виде. Даже те, кто его защищал, согласились главным образом на “обещания, которые были сделаны в феврале”, или взывали к “состраданию”, как это прозвучало в речи главы временного правительства Ламартина. И действительно, все, что было написано в конституции о “труде”, осталось пустой фразой.
II. Конституция оставила неприкосновенными всю старую организацию управления, муниципалитеты, суд и армию. Кое-какие изменения, внесенные ею, касались не содержания, а оглавления, не вещей, а названий.
Ш. Самым существенным из новшеств было узаконение всеобщего мужского избирательного права, провозглашенного февральской революцией 1848 года. Отменить его Учредительное собрание не решалось. Но зато был введен ограничительный пункт — шесть месяцев оседлости.
В 1850 году ценз оседлости был увеличен до трех лет, и это — наряду с нарочито сложной процедурой его установления — выбросило из избирательного корпуса три миллиона граждан, главным образом бедняков (поденщиков, батраков, сезонных рабочих).
IV. Учредительное собрание позаботилось начинить конституцию 1848 года мнимодемократической фразеологией. И каждый раз вслед за торжественным провозглашением очередной свободы следовала оговорка, ее ограничивавшая или сводившая на нет.
Вот соответствующие примеры:
“Преподавание свободно. Свободой преподавания можно пользоваться на условиях, предусмотренных законом, и под верховным надзором государства” (гл.2 ст. 9). Или:
“Граждане имеют право объединяться в союзы, организовывать мирные и невооруженные собрания . высказывать свое мнение в печати .” Но вторая часть статьи гласила: “Пользование этими правами не знает иных ограничений, кроме равных прав других и общественной безопасности
”.
“Каждый параграф конституции, — справедливо писал Маркс в “Восемнадцатом брюмера”, — содержит в самом себе . свою собственную верхнюю и нижнюю палату: свободу — в общей фразе, упразднение свободы — в оговорке”[4].
V. Руководствуясь доктриной “разделения властей”, конституция поручает издание законов Национальному собранию, исполнительную власть — президенту республики.
Национальное собрание решено было сделать однопалатным. Большинство конституционалистов принадлежало к буржуазным республиканцам, и они опасались создавать верхнюю палату, обычно промонархическую.
Для выборов президента республики был определен тот нее порядок, что и для выборов Национального собрания: всеобщее голосование — плебисцит.
Решение это стоило многих прений. Осторожные предлагали, чтобы “министра-президента” избирало и смещало Национальное собрание. Это предложение было отвергнуто. Оно противоречило разделению властей, которое конституция объявляла “первым условием свободного правительства”.
Прямые выборы (при тайной подаче бюллетеней) создавали президенту тот же авторитет “народного избранника”, что и самому Национальному собранию. У республики оказывалось “две головы”, и президент мог в любое время противопоставить себя Национальному собранию.
Межрайонные миграции населения и освоение территории страны в довоенные
годы
В ХХ в. огромный размах получил процесс дальнейшего заселения и хозяйственного освоения страны. В отличие от предшествующего века миграция в основном имела промышленный характер и преследовала задачи освоения природных ресурсов страны. В 20-е и 30-е годы большинство европейских районов стали поставщиками трудовых ресурсов для восточных ...
Замысел земельной реформы
В ходе крестьянских волнений 1905 года стало ясно, что сохранять прежнее положение в деревне невозможно. Общинная и частная собственность на землю не могли дольше уживаться рядом.
В конце 1905 года власти всерьез рассматривали возможность пойти навстречу крестьянским требованиям. Но в начале 1906 года произошел перелом в настроениях. О ...
Особенности образования российского государства
Конец 15- начало 16
В конце XIII - начале XIV века Русь начала оправляться от разорения. Росло земледелие. Феодальная раздробленность как система государственности начинала вступать в противоречия с социально- экономическим развитием страны. Внешняя угроза ускоряла процесс объединения русских земель.
Москва занимает географически важн ...