Развитие центробежных тенденций в Югославии в конце 80 – начало 90-х годов XX векаСтраница 2
К 1998 г. среди косовского руководства стал заметен раскол, который обозначил тенденцию усиления позиций радикалов.
Тем временем белградская оппозиция режиму С. Милошевича стала проводить бессрочные акции протеста и требовать демократических преобразований, а Черногория - последняя союзница Сербии – фактически стала независимым от Белграда государством. В октябре 2000 г. в Сербии прошли президентские выборы, победу на которых одержал представитель оппозиционных сил Воислав Коштуница. Выборы сопровождались массовыми выступлениями противников С. Милошевича, протестующих против фальсификации итогов выборов со стороны правящего режима.
В 1990 г. Ф. Туджман сделал ставку на национализм и вскоре вывел республику Хорватию из состава Югославии. В начале 1992 г. в Хорватии и других республиках бывшей Югославии начинается размещение миротворческих сил ООН. Мировое сообщество квалифицировало проводимые сербами этнические чистки (насильственное выселение из мест проживания косовских албанцев, хорватов, боснийцев и др.) как военные преступления, а Совет Безопасности ООН создал Трибунал для расследования преступлений на территории бывшей Югославии, - первый международный трибунал после Нюрнбергского. В сентябре 1995 г. в Женеве члены «Контактной группы» подписывают соглашение об основных принципах заключения мирного договора между воюющими сторонами в Боснии и Герцеговине, однако в последующие дни наступление мусульман против сербов продолжилось, что привело к уменьшению контролируемой ими территории.
Парламентские выборы 1996 г. прошли под знаком ожесточенной борьбы хорватских националистов против сербов, в результате чего количество последних в Хорватии уменьшилось более чем в 3 раза. Международный трибунал в Гааге выдвинул обвинения против многих граждан Хорватии в участии в военных преступлениях и потребовал прекратить насилие.
Созданное Ф. Туджманом и правившее долгие годы Хорватское демократическое содружество (ХДС) распалось после смерти лидера, а на первое место вышли оппозиционные партии социал-демократов и социал-либералов, которые вместе с другими мелкими группами могут составить очередную правящую коалицию в Хорватии.
Еще более сложное положение сложилось в конце 90-х гг. в соседней Боснии и Герцеговине (БиГ). В конце 1990 г. первым президентом Боснии и Герцеговины стал лидер Мусульманской партии демократической акции (МПДА) Алия Изетбегович, который с самого начала взял курс на создание унитарного исламского государства, что вызвало возмущение проживавших в республике хорватов и сербов. В результате острых и во многом непримиримых противоречий на территории Боснии разгорелась гражданская война, конец которой был положен только в середине 90-х гг.
После подписания в декабре 1995 г. Дейтонских соглашений, Босния и Герцеговина была разделена на два национальные образования – мусульманско-хорватскую федерацию и Республику Сербскую. Фактически же продолжает существовать и третья часть – хорватское государственное образование Герцог-Босна, у которого до сих пор сохраняются серьезные противоречия с лидерами мусульманской общины Боснии.
С середины 90-х гг. Запад отчаянно пытается наладить нормальные отношения между сербами, хорватами и мусульманами в рамках единого государства, и пока ему удается поддерживать мир в этой стране, чего нельзя сказать о наведении порядка в социально-экономической жизни. Вся полнота власти в республике по-прежнему находится в руках миротворческих сил ООН, которые опираются на НАТО и по своему произволу назначают и снимают избранных народом политических деятелей. А о передаче власти законно избранному правительству Боснии и Гегрцеговины пока и речи быть не может. Многие наблюдатели отмечают, что подобный режим «многонационального государства» больше напоминает коллективный неоколониализм западных держав по отношению к формально суверенному государству.
Пложение осложняется еще и тем, что духовным лидером боснийских сербов по-прежнему остается Радован Караджич, которого Международный трибунал в Гааге обвиняет в совершении тяжких преступлений против мусульман в период острой вооруженной борьбы в 1992-1996 гг.
Одной из самых слаборазвитых республик бывшей Югославии по-прежнему остается Македония. Провозгласив в сентябре 1991 г. полную независимость от Югославии, она так и не смогла начать широкомасштабные реформы, довольствуясь лишь полумерами¹. Македонские власти делают все возможное, чтобы раз и навсегда избавиться от непрошеных гостей и направить освободившиеся ресурсы на хозяйственное развитие страны. С этой целью многих беженцев из Косово встречают на границе, усаживают в автобусы и отправляют обратно в Косово или в Албанию.
Подобная практика вызвала серьезные дипломатические демарши со стороны Албании, но македонцы стараются не обращать на это внимания. Президент Македонии Киро Глигоров отверг все нападки Албании и неустанно повторял, что экономика небольшой бедной страны не выдержит многотысячного натиска беженцев. В конце 90-х гг. поток беженцев из Косово в Македонию еще больше увеличился. Каждые сутки границу переходило до 8 тысяч человек, а общее количество косоваров на территории Македонии превысило 210 тысяч.
Основные этапы развития русско-крымских отношений.
Россия и Крым в конце XV-начале XVII в.
В конце XV века отношения с Крымским ханством складывались в целом для России благополучно. Никита Беклемишев от имени Ивана III заключил с Менгли-Гиреем союз, действие которого должно было распространяться на детей и внуков великого князя. Условия его были очень выгодны для России. Основой русско-крымского союза была Борьба против Боль ...
Homo Ludens
в игровой теории культуры
Оригинальная концепция культуры как Игры развернута в труде Й. Хейзинги Homo Ludens (1938), что в переводе означает "Человек играющий". Книга имеет подзаголовок "Опыт определения игрового элемента культуры".[10] В этой работе он пытался «сделать понятие игры, насколько я смогу его выразить, частью понятия культуры в ц ...
Православие как фактор этнического самосознания русского народа в период
борьбы с татаро-монголами
Объединительная роль Православной Церкви была огромна еще в домонгольский период в связи с феодальной раздробленностью Руси, когда митрополиту и епископам нередко приходилось мирить князей во время их междоусобиц. По сути дела, церковь выступала тогда как важнейший фактор национального единства.
Это стало особенно ясно после вторжения ...