Статус личности подданных
Страница 1

♦ Подданные султана

Османская империя в период расцвета являет собой антипод государству-нации: речь идет об империи, состоящей из разнородных элементов. Территории отличаются большим разнообразием природных условий. Население состоит из множества этносов: турки, татары, арабы, персы, курды, цыгане, берберы, копты, греки, армяне, славяне, албанцы, венгры . Многочисленные религии живут здесь бок о бок: преобладает ислам суннитского толка, но шиизм и различные неортодоксальные верования присутствуют также. Христианство тоже представлено в разных формах: греческое православное, армянское, католическое . К иудаизму принадлежат романиоты, караиты, сефарды, ашкенази.

Но, пожалуй, больше, чем по этнической и религиозной принадлежности, подданные различаются скорее по правовой и идеологической, чем по социологической шкале, делясь на две категории: аскеры и реайя.

• Аскеры: «солдаты» в широком смысле слова; сюда включаются не только собственно солдаты, но и, более широко, все служивое население государства (солдаты, чиновники, придворные чины), которые за свою службу освобождаются от налогов в обмен на их службу. Султан обладает всей полнотой власти над своим служивым населением и их имуществом. Хотя большинство из них сохраняло свои чины до своей естественной смерти и оставляло наследство согласно правилам Корана (по шариату), конфискация собственности, которая сопровождалась разжалованием, ссылкой, а то и смертной казнью, была часто применявшейся мерой наказания.

• Реайя (в ед. ч. райя): буквально «пасомые», означает stricto sensu* сельские подданные (мусульмане или немусульмане), указанные в списках переписей как земледельцы. Это определение, хотя и верное, но не совсем точное, поскольку исключает горожан. Но есть более широкое определение, defacto, применявшееся в документации: «все производители «подданные султана», которые поддерживают государство уплатой налогов за свою работу». Эта категория включает в себя, таким образом, крестьян, горожан, кочевников, как мусульман, так и не мусульман; но не рабов. Она представляет собой политическую, а неэкономическую категорию, что объясняет сильное неравенство. В XV в. большинство богатых торговцев Бурсы относятся к реайя, так же, как и купцы из Алеппо и Каира в XV—XVII вв. Между тем в большинстве своем реайя состоят из крестьян со скромными доходами, если судить по описи их имущества. В от ношении своей личности, имущества, наследства они пользуются защитой просто по своему фискаль ному статусу (налогоплательщиков. — Прим. ред.).

Помимо налогов и трудовой повинности, реайя обязаны оказывать государству содействие в военном отношении, которое может иметь разные формы: служба гребцами на султанских галерах, поставка продовольствия, чрезвычайные денежные взносы. Султан может своими указами полностью или частично освобождать их от уплаты налогов в обмен на оказанные услуги (охрана опасных переходов, ремонт мостов, работа в шахтах и т.д.). Подданные, пожалованные таким указом, занимают промежуточное положение между аскерами и простыми реайя и называютя муаф ее мюслим реайя, т.е. реайя, «свободные и избавленные».

Для того чтобы турок мусульманин из реайя был принят на постоянную военную службу, необходимо, чтобы он доказал свою храбрость в походах и военных кампаниях, участвуя в них на добровольной основе (гепюллю), и получил тимар по имперскому указу.

Таким образом, можно отметить, что в Османской империи общественное положение подданных зависит от конкретно выполняемой службы и от возложенных функций в рамках государства. Согласно османской концепции государства, мир и согласие в обществе могут быть достигнуты, если каждый человек занимает свое место в той группе общества, к которой принадлежит. Отметим, что категория реайя была официально упразднена лишь в 1839 г. (по Гюль-ханейскому хатт- и шерифу). С тех пор все османские подданные получили равные права.

♦ Немусульманское население

Османская империя, по определению, сложилась в результате объединения разнородных элементов; серьезные противоречия здесь (такова была эпоха) проявляются на религиозной основе при полном игнорировании культурных, языковых и, главное, этнических особенностей. Со второй половины XV в. османская администрация делила подданных немусульман на три больших религиозных группы:

- православные христиане, называемые рум, т.е. ромеи — имя, которое они давали сами себе и которое потом используют греки. В эту группу входили как рассеянные по империи грекоязычные народы, так и балканские славяне, православные арабы — сохраняющие до наших дней, между прочим, чисто религиозное название от греческих ортодоксов — валахи, грузины и т.д.

Страницы: 1 2 3

Летописи. Общественная мысль
В каждом крупном княжеском городе велась своя летопись, в которую записывались происходящие события. Так как князья часто враждовали друг с другом, то княжеские летописцы помещали в свою хронику копии подлинных документов из княжеского архива для большей убедительности своих записей. Вместо прежних кратких заметок (иногда по одной стро ...

Второй период
Второй период (5-4вв. до н.э.) – время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, нашедшего свои выражения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. В это же время, оформляется и развивается рабство. У Демокрита (ок. 460–370 г. до н.э.) встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление челов ...

Меднорудная база Казахстана и Киргизии и свидетельства ее использования в эпоху поздней бронзы
В первом разделе главы в краткой форме дается характеристика основных месторождений Казахстана и Киргизии. Древнее население Казахстана располагало значительными сырьевыми ресурсами как меди, так и олова. В эпоху бронзы разрабатывались крупные залежи Центрального Казахстана - Джезказганские и Успенские месторождения. Использовались такж ...