Заключение
Страница 1

В “Курсе русской истории" и в отдельных статьях В.О. Ключевский создал целую галерею многоликих образов царствовавших в России монархов. Путем раскрытия личности он создавал малопривлекательное полотно, на котором образы российских монархов запечатлевались в большей степени не только как обычные, но и исторически малопривлекательные люди, будь то Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Ивана III или Иван Грозный. Ключевский не принимал Ивана IV, завуалировано отрицательно относился к Екатерине II, и только Петра I оправдывал, оправдывал за личное мужество и самопожертвование. Таково отношение В.О. Ключевского к самодержцам России, оставившим заметный след в истории государства. Однажды упомянул Ключевский Владимира Мономаха как "самого умного и доброго из Ярославичей". Из Ярославичей, но не более того.

В.О. Ключевский заключает, что положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Характеризуя Ивана Грозного, Ключевский выделил отрицательное значение титула "царь", возникший при Иване Грозном, как титул, отделяющий государя от его подданных. Царский титул закрепил превращение князей-вассалов в подданных. Столица государства, Москва, отныне украсилась новым титулом - она стала "царствующим градом", а русская земля - Российским царством. Но для народов России при царствовании Ивана Грозного начинался один из самых трагических периодов его истории.

Суть концепции возникновения единого русского государства у В.О. Ключевского сводилась к тому, что великокняжеская власть при установлении самодержавия столкнулась с политическими притязаниями боярства, и этот конфликт привел к трагедии для России. По его мнению, бояре, ставя вопрос о сословном представительстве, желали оставаться властными советниками, "сохранить свои сословные права", в то время как государь, оставаясь по своим воззрениям удельным вотчинником, пожаловал их, как дворовых слуг своих, в звание холопов государевых. Создавшуюся "несообразность" Иван IV решил путем учреждения опричнины, усилил самодержавную власть, заменив боярство дворянством. По мнению Ключевского, установленный государством порядок общественных отношений (царь-вотчинник, тягловый характер государства, сословия, закрепощение крестьян) во имя абсолютизма был основной, причем социальной, причиной недовольства всех слоев населения, а затем и Смуты. В то же время он считал, что народ ощущал потребность восстановить династическую преемственность власти.

Оценка же петровских реформ Василием Осиповичем Ключевским дана, в основном, в "Курсе Русской истории", в лекциях LIX - LXIX, причем лекция LXVIII специально посвящена именно оценке реформ. Ключевский видит реформы Петра не как преобразования, проведенные по заранее обдуманному плану, а как ответ и реакцию на веление времени. Основным побудительным моментом реформы Ключевский считает внешнеполитическую ситуацию, фактически - военные потребности страны. А, так как военная реформа была невозможна без реформы финансовой, то Ключевский признает финансовую реформу вторым важнейшим аспектом преобразований.

Страницы: 1 2 3

Реформа языческого культа
Будучи ярым язычником, Владимир установил официальный языческий культ в Киеве. Он стал сильно теснить христиан, которых в Киеве к тому времени было уже достаточно много, причем еще со времен Игоря они имели свой соборный храм - Святого Ильи. На холме были поставлены идолы Перуна и других богов, Перун имел серебряную голову и золотые усы ...

Заключение.
Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно – историческое значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Разви ...

Голод 1932-1933 гг. в Украине
Голод 1932 - 1933 - одна из самых трагических страниц в истории украинского народа. Сталинское руководство накладывало табу на эту тему. Про страшную беду не разрешалось говорить открыто, а тем более упоминать в газетах или официальных документах. Но даже самое суровое вето не могло искоренить в памяти народа воспоминаний о голоде. На ...