Тайные сообщества эпохи Просвещения
Страница 22

Материалы » Тайные общества и ордена » Тайные сообщества эпохи Просвещения

Если признать, что основателями и вдохновителями масонства являются евреи, то ясны также станут причины, побудившие масонов национального собрания в 1791 году четырнадцать раз возвращаться к вопросу еврейского равноправия и поставить, по словам Греца, «дело евреев своим собственным делом»[272]. Масон Фигье подтверждает, что «масоны того времени смотрели на евреев, как на учителей закона»[273], а Бурнан свидетельствует, что в момент революции почти все масонские ложи оказались в руках евреев[274].

Как ясны станут причины революций, произведенных масонами в 1648 году в Англии, в 1830, 1848, 1871 годах во Франции, как ясны станут все революционные выступления масонов всех стран, если авторами масонства признать евреев[275].

Также понятны будут причины поступления Рузвельта в масонскую ложу «Ak-Sar-Ben», ибо в Соединенных Штатах «готовится ниспровержение старых капиталистических синдикатов в пользу иных новых организаций, руководимых по преимуществу еврейскими финансами. Вот почему, желая вновь быть избранным на пост президента Соединенных Штатов, Рузвельт заискивает перед еврейством, вступая в члены ордена «Ak-Sar-Ben», и готов исполнить все, что от него потребуют, лишь бы добиться желаемого успеха»[276].

«Евреи, — писал Копен-Альбанселли, - восемнадцать веков находятся под властью своего религиозно-национального чувства, коему они обязаны своим сохранением, как народ, и это чувство тем сильнее развивалось, чем больше оно было отрицаемо, унижаемо и попираемо торжеством христианского начала»[277].

Таким образом, современное масонство ведет отсчет своей истории с семнадцатого века. Фактически это уникальный продукт мышления и обстоятельств семнадцатого века, синтез разнообразных идей и представлений, появившийся в результате потрясений в западной религии, философии, науке, культуре, обществе и политике. Семнадцатое столетие – это период разрушительных перемен, и именно в виде ответа на эти перемены и сформировалось масонство. Оно должно было действовать как связующее вещество, которое соединяло разнородные элементы и составные части распадающегося мира и распадающегося мировоззрения – задача, с которой уже не справлялась католическая церковь.

Организационные формы масонства в XVIII в. были необычайно разнообразны и сложны. На западе мирно сосуществовали или воинствовали между собою или друг друга сменяли: английские ложи, шведская система, тамплиерство, система Цинненфорда, «Новый Израиль», розенкрейцерство, иллюминатство. В России воспроизводились все эти системы, но возникали и местные своеобразия — елагинская система, система Мелиссино, рейхелевские ложи, московские мартинисты. Внутри той или иной системы существовала своя иерархия групп и ячеек: отдельные «ложи», группы лож, объединяемых в «провинцию», центральное управление всей системы. Внутри отдельной организации или группы организаций — особая иерархия членов и должностей: ученик, товарищ, мастер, ритор, гроссмейстер и др. Взаимоотношения отдельных лож между собою, групп лож с центральным управлением регулировались изобильными постановлениями, актами, уставами и пр. Масонские организации были полуконспиративными или вовсе тайными. Поэтому многое в печатных и письменных документах не договаривалось или излагалось иносказательно. При разнообразии «систем», при многолюдности состава членов, при постоянном международном общении, в условиях тайных и полутайных организаций, при соперничестве или вражде «систем» и групп, — легко появлялись в масонской среде самозванцы и авантюристы, вроде Калиостро, Сен-Жермена, или честолюбцы и карьеристы, и это спутывало тогдашние отношения и позднейшие исследования масонства.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23

Реформаторские проекты Александра I. Начало реформ
Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства от ...

Статус личности подданных
♦ Подданные султана Османская империя в период расцвета являет собой антипод государству-нации: речь идет об империи, состоящей из разнородных элементов. Территории отличаются большим разнообразием природных условий. Население состоит из множества этносов: турки, татары, арабы, персы, курды, цыгане, берберы, копты, греки, армяне, ...

Начальный этап усобицы
Неизвестно, как бы развивались события дальше. Но ночью к Ярославу прибыл гонец из Киева, от родной сестры Предславы. Он нёс тревожные вести с юга. "Отец твой умер, - сообщала сестра, - а Святополк сидит в Киеве и убивает твоих братьев. Убил Бориса, а на Глеба послал, потому весьма берегись его"[15].15 июля 1015 г. на Берестов ...