Специфика внешней политики СССР
Страница 7

Неоднократно, 10 декабря, 21 декабря 1957, 8 января 1958, СССР обращался к государствам - участникам НАТО, а также ко всем государствам - членам ООН и правительству Швейцарии с предложениями, направленными на ослабление международной напряжённости. Советские предложения были поддержаны широкими кругами общественности во всех странах, но не нашли отклика со стороны правительств стран - членов НАТО.15 июля 1958 СССР предложил европейским странам заключить договор о дружбе и сотрудничестве. правительство США приглашалось принять участие в этом договоре. Это предложение также не было принято западными державами, как и ряд других предложений, выдвигавшихся Советским Союзом в 1956-59.

Придавая большое значение в укреплении мира установлению прочных отношений сотрудничества между двумя крупнейшими державами мира, Советский Союз ещё в 1956 предложил США заключить договор о дружбе и сотрудничестве. Но и эта инициатива не встретила понимания. В 1959 СССР предпринял новые усилия. Была достигнута договорённость об организации встречи глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции в мае 1960. Однако вторжение американских разведывательных самолётов в воздушное пространство СССР и заявление Эйзенхауэра о том, что такие полёты представляют национальную политику американского правительства, которую оно будет проводить и впредь, сделали невозможным проведение совещания глав 4 держав.

По-прежнему важным направлением советской внешней политики являлась борьба за упрочение мира и безопасности на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана В 1957 СССР предложил созвать совещание по вопросам сближения Северной и Южной Кореи. Но это предложение западные державы не приняли, как и предложение о выводе иностранных войск из Южной Кореи. Использование США Южной Кореи, Тайваня и Японии в качестве военных баз для ведения войны в Индокитае осложнило обстановку. В целях обеспечения безопасности СССР и КНДР заключили в 1961 договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Придавая большое значение позиции Японии, Советское правительство в конце 1958 заявило, что она могла бы внести вклад в обеспечение мира, став на путь нейтралитета. Со своей стороны СССР выразил готовность (20 апреля 1959) гарантировать уважение соблюдению постоянного нейтралитета Японии и согласился обсудить вопрос о заключении соответствующего договора. В унисон с позицией США японское правительство заняло отрицательную позицию, выдвигая необоснованные территориальных претензии к СССР. В январе 1960 Япония заключила т. н. договор безопасности с США, по которому на японской территории сохраняются американские военные базы.

Два противоположных курса во внешней политике столкнулись в связи с обстановкой, которая складывалась вокруг Кубы. Попытка вооруженного вторжения США на Кубу (1962) провалилась. Твёрдая позиция Советского Союза, выдержка и трезвый учёт им сложившейся обстановки предотвратили тяжёлую трагедию для человечества и обеспечили ликвидацию Карибского кризиса 1962.

Вмешательство США во внутренние дела стран Индокитая после прекращения войны в 1954 вновь обострило обстановку в Юго-Восточной Азии. Усилиями СССР было созвано совещание по Лаосу, но достигнутые Женевские соглашения 1962 США нарушили, военные действия в Лаосе возобновились; в 1964 началась неприкрытая вооружённая Американская (США) агрессия во Вьетнаме. (В 1970 США перенесли войну на территорию Камбоджи)

По предложению СССР 20-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН 1965 приняла Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их суверенитета и независимости. В 1967 по инициативе Советского Союза была созвана Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи по Ближнему Востоку. При его активном участии Совет Безопасности ООН принял 22 ноября 1967 резолюцию, предусматривающую вывод израильских войск с оккупированных в июне 1967 территорий.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новый этап демократического движения
С 1988 г. наступает новый этап национально-освободительного де­мократического движения на Украине (его отличительная черта — пе­реход от критики строя к политическим действиям). Наиболее важные процессы этого этапа: — с 1988 г. рост «неформального движения»; — создание новых политических организаций и партий; — ликвидация политич ...

Истоки социальных потрясений «бунташного века»
Тяжелая ситуация в конце 16 века сложилась в центральных уездах государства и до такой степени, что население бежало на окраины, бросив свои земли. Например, в 1584 году в Московском уезде распахивалось всего 16% земли, в соседнем Псковском уезде – около 8%. Чем больше уходило людей, тем тяжелее давило правительство Бориса Годунова на ...

Глава 2
Потерпев неудачу в попытках убедить Горбачева внести в его текст необходимые изменения, высшие руководители СССР решили действовать самостоятельно. В отсутствие президента, когда он находился на отдыхе в Крыму, 18 августа, на одном из объектов КГБ в Москве, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его сост ...