Административная реформа.
Она была призвана обеспечить неограниченность власти самодержца при решении всех вопросов государственной жизни. Для последней отныне стали характерны строгая централизация, бюрократизация аппарата управления государством, регулярная армия, включение Церкви в общую систему государственного администрирования, упорядочение финансовой сферы.
Перестройка аппарата государственного управления осуществлялась в рамках административных реформ, проведенных на всех «этажах» власти. Существенное влияние на административные реформы оказали модели центрального управления Швеции, а на уровне областного управления – завоеванных Россией Эстляндии и Лифляндии. Высшим учреждением петровской администрации стал Правительствующий Сенат, сменивший прежнюю Боярскую Думу, в 1711 г. Во главе Сената с 1722 г. находился Генеральный прокурор (до этого – обер-секретарь).
Вместо приказов, функционировавших на основе персонального принципа, были учреждены коллегии, действовавшие на принципах коллегиальности. В 1717 – 1718 гг. в России было учреждено 12 коллегий, функционировавших на основе специальных регламентов (уставов). Президентами коллегий были русские, а вице-президентами – в большинстве случаев иностранцы. Иностранцем должен был быть один из советников или асессоров коллегии. Введение иностранцев в состав коллегий должно было повысить эффективность работы новых органов управления. На практике, однако, коллегиальная форма правления оказалась не столь эффективной, как рассчитывал ее создатель.
Преобразование местного управления характеризуется комплексом самостоятельных реформ: городского управления (1699 и 1721 гг.), органов управления на местах (1708 – 1711, 1719 гг.), попыткой предоставления дворянству права избирать своих представителей в органы местного управления (1702 – 1705, 1713, 1714 гг.). Первой была попытка учреждения в Москве в 1699 г. Бурмистерской палаты, а в других городах – должности бурмистра. Однако прочной почвы городское самоуправление в России не имело. И в 1721 г.в Петербурге был учрежден Главный магистрат, ведавший делами всего городского сословия в России. В крупных городах появились городовые магистраты. В 1708 – 1709 гг. было произведено разделение страны на 8 губерний. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый царем. В его руках была сосредоточена исполнительная и судебная власть. В 1719 г. они были разделены на 50 провинций, которые делились на уезды, возглавляемые воеводами. Одновременно в деятельности по совершенствованию местного законодательства прослеживается и другая тенденция – стремление Петра привлечь к делам управления местное дворянство. Но здесь Петр столкнулся с труднопреодолимой косностью дворянства. Активизация роли дворянства на местах вела к расширению его служебных обязанностей, что вызывало недовольство, а порой и враждебность самого дворянства.*
Археологические находки
Первые археологические находки, доказывающие существование христианства в Крыму, относятся к III в., а 304 годом датируется первое христианское надгробие на Крымском полуострове. К этому же периоду относится и распространение христианства в Херсонесе - причем, похоже, проповедь Еванглия была вначале встречена здесь не очень неприветливо ...
Транспортное строительство в России в XIX в.
Важнейшим фактором
экономического развития России XIX - начала XX вв. становится массовый внутренний транспорт, что определялось обширностью ее территории, удаленностью от морских побережий, начавшимся массовым освоением полезных ископаемых и плодородных земель в периферийных частях страны. До середины XIX в. главную роль играл внутренн ...
Сталинизм и судьбы советской
науки
Сталинизм, принесший неисчислимые беды народам, оказал пагубное влияние и на судьбы науки. В предреволюционные годы русскую научную интеллигенцию вдохновляла вера в грядущее обновление Родины, ее избавление от рабства и барства, в близость времен, когда восторжествуют свободный труд и свободная мысль. Хотя она не была однородной по свои ...